Суббота, 23 Сентябрь 2017, 12:18
 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 г.Славянска-на-Кубани
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 195
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть
Критерий №1 

Критерий №2

Критерий №3


Критерий №4

Критерий №6

Значимость проблемного обучения в современном историческом образовании

  История – это живой процесс, состоящий из различных эпох. Каждая эпоха своеобразна, у каждого события свои эмоциональные особенности, потому, что история – прежде всего история людей. Которые любили и ненавидели, горевали и веселились, страдали и радовались. «История, - пишет А.В. Гулыга, -школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образы. Республиканская доблесть античности вдохновляла деятелей Французской революции, Радищев и декабристы служили примером для многих поколений русских революционеров. На героическом прошлом родной истории воспитываются новые поколения. Человек смотрит в минувшее как в зеркало, он видит там чужие судьбы, он соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг».

    Чтобы эта история была понятна, учитель должен оживить её, наполнить чувствами далёких предков, понять самому и передать учащимся их проблемы. Сложность уроков истории заключается в том, что учащиеся не имеют возможности воспринимать события прошлого непосредственно, и учителю на уроке приходится прилагать массу усилий, чтобы своим актёрским талантом оживить исторические события или факты. Преподавание истории тогда будет успешным, когда будет наполнено житейскими страстями и массой различных чувств. Ребёнок, переживший на уроке эмоциональный всплеск, никогда об этом не забудет. Решить задачу эмоционального восприятия материала учителю поможет проблемное обучение.

             Одним из значимых факторов проблемного обучения, которые влияют на интенсивность протекания познавательной деятельности, считается познавательный интерес. Именно в обеспечении познавательного интереса как выражения единства интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов ,перехода их из внешних форм во внутренние заключается актуализация всей познавательной деятельности.

    К.Д. Ушинский писал, что изучаемый» предмет должен представлять новость, но новость – интересную,… которая или дополняла бы, или подтверждала, или оправдывала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, то есть, одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменила бы в следах, уже у нас укоренившихся». Эту новизну, живость и увлекательность придаёт необычная форма проблемного обучения.

       Что такое проблема?

- это живой интерес к обычной информации

- это привлечение на уроке логики и смекалки

- это разыгравшееся воображение

- это эрудиция в самых разных сферах знаний

-это азарт

- это маленький исторический рассказ со своим сюжетом и интригой.

Учитель, исходя из собственного опыта работы, может использовать проблему при объяснении нового материала, проверке знания, повторении или  в качестве домашнего задания. Проблемные задания рассчитаны в основном на творческую работу школьников, на побуждение их к проявлению познавательной деятельности, на воспроизведение исторических событий , т.е. на выявление способности пользоваться имеющимися у них знаниями, готовности и умения оперировать ими для выработки самостоятельных оценочных суждений и аргументированных доводов.

  Проблемные задания могут быть разного типа:

- репродуктивного характера

- ориентированные  на аналитико-синтетическую деятельность

- ориентированные на  использование  внутрипредметных и метапредметных связей

- творческое применение умений и знаний.

       Для создания проблемного задания учитель может использовать любой исторический материал статистических справочников, произведения мемуарной и художественной литературы, сведения государственных документов. Проблемные задания могут быть ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к фактам событиям, политическим и государственным деятелям. Проблема учителем должна быть составлена так, чтобы учащиеся не смогли бы  ответить односложно типа « согласен – не согласен», чтобы ответы на них были аргументированы и содержали творческое начало, реализуемое через систему умственных действий. Например:

« Переговоры князя Святослава и императора Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец приехал на коне. Император Цимисхий был в золочёных доспехах. Золочёная сбруя украшала коня. Внимание византийцев привлекли волосы над верхней губой и локон на бритой голове Святослава, то есть усы и оселедец.

       Удивило византийцев и то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой , кроме чистоты её» - Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос? Почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов?

           Именно проблема обладает занимательностью и историко- познавательной ценностью. Практика показывает, что проблемное обучение позволяет восстановить на уроке познавательную активность  школьников, естественный информационный  баланс, формирует у ребят стремление к самостоятельности.Роль учителя при организации такой формы работы особенная, учитель не просто учит, натаскивает,  а руководит познанием, помогает осознать правильность выдвинутого учениками решения, подсказать направление анализа, пути поиска аргументов. Но главная задача учителя в этой ситуации это наблюдать за всеми учениками и уделять особое внимание проявлению самостоятельной мысли. Учитель не должен  оставить без внимания самый незначительный успех в работе детей, вселить в них уверенность в своих силах.

          Используя эмоциональные воздействия проблемы, учитель должен выработать у учащихся готовность к действию. В педагогической практике под готовностью к действию понимается стремление к осознанию понятий. Стойкий интерес к кругу изученных явлений и формирование стремления к приобретению новых знаний.

   Важным элементом формирования личности школьника является развитие познавательных способностей. Форма проблемного обучения формирует и устойчивый интерес. Ученик, доказывая свою правоту ,выступает как личность, которую слушают все, как личность, которая вызывает интерес. А это очень важно, для тех ребят, которые не пользуются авторитетом в классе.

 На уроках, где используется проблемное обучение, дети приучаются отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение перед коллективом. Когда ученики приучены отвечать со слов «Я думаю, или я предполагаю» , это важно по двум причинам.

Во первых, они указывают на предположительность ответа, основанного на самостоятельных выводах.

   Во вторых, это даёт право высказать собственное мнение как верное, так и ошибочное, поскольку и то и другое обладает дидактической ценностью.

       Выражая свои мысли и чувства, своё отношение к изученному материалу, дети проживают своё учение. Такая работа сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других. Без проблемного обучения преподавание истории не будет полноценным, его роль огромна. И заменить его какими либо другими методами или средствами невозможно.

       Проблема это задача, тот же вопрос , но только сформулированный и поданный  иначе .  И это возбуждает вокруг  неё интерес и создаёт интригу. А там, где возникает удивление, интерес, начинает работать мысль, простая детская любознательность, интерес перерастает в пытливость. В стремление добраться до истины , что является новой ступенью в развитии познавательной самостоятельности учащихся.



Электронный журнал
Телефоны доверия


Полезные ссылки










МАОУ СОШ № 17Хостинг от uCoz